Про умных, честных и партийных...Сначала вспомним бородатый анекдот советских времён:
Армянское радио спрашивают: "Может ли быть человек умным, честным и партийным?"
- Нет, если человек умный и партийный, он не честный. Если честный и партийный, значит, не умный. А если честный и умный, партийным он не будет.
Я уже несколько дней пытаюсь сформулировать для себя, в чём главная проблема во всей этой свистопляске с российскими выборами. В том, что их подтасовали, сходятся все. Даже российский презик назвал председателя избиркома Чурова волшебником. Собственно, волшебств, типа 140 процентов проголосовавших в Тамбове, было множество. Одни сплошные волшебства. Но мы ведь и так знали, что они подтасуют, не правда ли? Кто не знал? Кто надеялся на честные выборы?
Но главная проблема серьёзнее, чем подтасовки.
читать дальше На чём держится любая система? Не важно какая, российская, замбийская, австралийская. Она держится на честных добросовестных чиновниках, на "психах-бессеребренниках". На умных, честных и партийных. Их всегда мало, всегда меньшинство, а большинство - серость. Теоретически, можно обойтись и без них. Система может прогнить сверху донизу, а законные каналы заместиться коррупционными схемами. Но такую систему обрушит любая серьёзная нештатная ситуация, любой ветер, а тем более вмешательство извне. И реформировать такую систему невозможно, надо рушить и строить новую. Невозможно никак реформировать ГАИ (или как она сейчас именуется). Саакашвили, кстати, не реформировал. Он просто всех вышвырнул, всё развалил и новых набрал.
Проблема нынешней системы в том, что даже на среднем уровне честному служаке, принципиальному человеку, выжить в ней невозможно. Начиная с уровня завуча систематически дёргают во всякие избирательные комиссии, организовывать, подтасовывать, просто врать. Как выжить, например, честному судье, он обязательно поконфликтует? Где писать честному журналисту, если даже "либеральная" пресса врёт, просто в другую сторону? В СССР было почти также. Но только почти. Во-первых, вранья и подтасовок было меньше. Руководящая и направляющая роль КПСС была записана в Конституции, система однопартийна. У выборов не было даже декларировано выборной, демократической функции. По сути, и выборов никаких не было, и подтасовок тоже. Был фестиваль, дополнительный полупраздничный день, повод выпить и поесть шашлыки, их готовили перед избирательными участками. И, кстати, если по какому-то участку депутат набирал не 99.6, а 80 процентов, писали 80.
И было ещё одно отличие. Честный чиновник всегда мог прикрыться от окружающей мерзости идеологией. Сказать: "Да, все вокруг переродились и воруют, а я не буду, я же большевик. Ленин со Сталиным в "Берёзках" не покупали."
И пока живо было поколение чиновников старой школы, система держалась. Ушло поколение, система рухнула. У нынешних чиновников нет ни идеи, чтобы прикрыться, ни даже самой возможности не мараться. Круговая порука, вымажут полностью. Российское чиновничество не деградирует, оно уже. И власть эта не перерождается, она по сути - власть переродившихся и приватизировавших всё, что движется бывших большевистских и гебешных бонз. Ребята просто решили похерить идею и начать хорошо жить.
От больших потрясений систему пока спасают относительная сытость, следствие высоких цен на нефть и газ. Но сытость эта приводит к формированию зачатков независимого среднего класса - носителя оппозиционных настроений. Спасает от потрясений ещё и то, что бардак идёт по всему миру. Ещё один спасательный круг - Россию не воспринимают больше как угрозу, как великую державу. В голове западных обывателей она находится где-то на уровне Бразилии или Омана. А Оманам позволено обращаться со своими поданными так, как эмир считает нужным. И дальше "пламенных" деклараций дело не идёт. Это в банановых республиках можно каждые три месяца менять президента. Сырьевые республики находятся на более высокой ступени иерархии, там нельзя. Интуитивно Лунтик понимал уготованное ему место и старался оправдать доверие, не нарываться. Но опасность системе идёт не столько извне, сколько изнутри. Внутри России вызревает конфликт базиса и надстройки вполне по Марксу. Нарождаются новые производительные силы и им уже тесно в прокрустовом ложе управляемой демократии. Когда я смотрю на происходящее со стороны, я вижу, насколько хрупка и уязвима система. Достаточно нащупать несколько болевых точек, сделать пару сильных неожиданных ходов, дождавшись благоприятной конъюнктуры, и всё посыпется. У Навального на обдумывание ходов будет 15 свободных дней.